суббота, 4 апреля 2009 г.

О "закручивании гаек"



clipped from bogoslov.ru

Его Святейшество подчеркнул: «Нам иногда кажется, что достаточно усилить дисциплину, “закрутить гайки”, подольше находиться в храме во время богослужения — и все встанет на свои места. Это не так. Можно и в храме часами стоять, а думать о своем. Можно выполнять предписания дисциплины, а жить собственной внутренней жизнью. И когда перед человеком открывается свобода выбора, он начинает жить по законам того внутреннего мира, который он создал».










 blog it



Сегодня пытался объяснить на нравственном богословии что такое "ревность не по разуму". Возможно, это ревность по привлечению благодати путем увеличения духовных подвигов. Но, опять же, как быть со словами Христа - "стучите и откроют вам". Если человк непрестанно молится о даровании молитвы, то почему бы ему не получить просимое. Ревность по совершению добрых дел? Но, добрых дел никогда мало не бывает, тем более что в православном нравственном учении они обставлены таким количеством условностей, что особо взгордиться не получится. Трезво оцениваемые добрые дела обычно дают обильную пищу для следующей исповеди.
Как ни странно, помогли эти слова патриарха. Я сначала объяснил, что патриарх произнес эти слова в Петербургской Академии, где, насколько я знаю, не принято силой загонять студентов на службы. В других семинариях на службах стоит инспектор или его помошник и записывает - кто пришел, а кто нет, чтобы наложить взыскание на непришедших. Патриарх высказался против подобной практики. И если мы сами создаем в своей голове такого инспектора, который следит, пришли ли мы на службу, сколько прочитали молитв и съели ли мы лишнее в пост, то мы сами лишаем себя свободного богообщения и проявляем искомую ревность не по разуму. Естественно, ходит на службы надо, и молиться надо, но если мы застваляем себя делать это силой, создавая в себе некую контролирующую инстанцию, то возникает искушение принять этого "инспектора" за Бога.


Комментариев нет:

Отправить комментарий