пятница, 8 мая 2009 г.

ангелы и демоны

Написано довольно давно специально к выпуску книги "Ангелы и демоны"
Чтение ранних книг Дэна Бауна, вышедших в России с небольшими интервалами в течение года позволяют сделать некоторые любопытные выводы. Многие гадают, в чем причина такого невероятного успеха "Кода да Винчи" и в принципе сходятся в том, что это случилось потому что он первый начал разрабатывать тему религии в контексте конспирологического боевика. Однако, в Америке и Европе было довольно много авторов, которые с успехом писали на эту тему ранее. "Слово" Ирвина Уоллеса, "Код Бытия" Кейза, написаны с несравненно большим мастерством и точностью в деталях. Но, по всей видимости не это требовалось от творцов феномена Дэна Брауна. Давайте вспомним события конца 2003, начала 2004 года. Выход фильма Мэл Гибсона "Страсти Христовы" стал, без преувеличения, настоящим событием в религиозной истории человечества. Во многом большую рекламу фильму создали яростные нападки определенных организаций. И вот, спустя небольшое время мы узнали о Дэне Брауне, предложившем свое толкование евангельских событий. Нет никаких сомнений в том, что его выбрали как некий ответ на успех проповеди христианства. Почему же выбрали именно его? Первый роман Дэна Брауна "Цифровая крепость" это политический триллер о работе спецагентсва США по расшифровке информации. Второй роман - "Точка обмана" тоже политический триллер о работе агентства США по космонавтике. Все это довольно слабые подражания признанным мастерам жанра вроде Тома Кленси, написанные с каким-то нарочитым пренебрежением к реалиям. Преображается он только в нескольких моментах, представляющих собой навязчивые идеи, которые проявляются в каждом его романе. Это убийство в церкви, кровь хлещущая на церковный пол, жертвоприношение невинного человека в церкви. Главный положительный герой его первой книги американский профессор, криптограф, спасаясь от убийцы проходит вместе с толпой в старейший собор Севильи. Убийца проходит следом. В очереди на причастие хитроумный профессор отдает свой приметный пиджак прихожанину и с удовлетворением слышит выстрел убийцы в спину несчастному и пользуясь паникой убегает через алтарь. Чтобы усугубить неразбериху он опрокидывает чашу с Святыми Дарами. Здесь прослеживается и полнейшая неосведомленность автора в церковных делах. В католической церкви прихожан из чаши не причащают с 12 века. В "Точке обмана" NASA исследует таинственный метеорит со следами родственных земным форм жизни. По мнению Брауна это должно неопровержимо свидетельствовать о том, что жизнь на Землю принесена из космоса и окончательно снять проблему происхождения жизни. Вопроса: каким образом жизнь могла возникнуть в космосе; писатель даже не ставит. Третья книга "Ангелы и демоны" полностью посвящена взаимоотношениям католической церкви и науки. Главный образ здесь - бомба заложенная на гробнице апостола Петра, которая при взрыве сотрет с лица земли Ватикан. С одной стороны профессор Лэнгдон стремится обезвредить бомбу, с другой стороны автор доказывает что так им и надо. Оказывается, все художники и скульпторы, украшавшие Ватикан, были поголовно противниками церкви и язычниками. Нашлось место и злодейски сожженному Галилею и крестовым походам, в ходе которых самое деятельное участие в вырезании беззащитных мусульман принимали папская швейцарская гвардия. Неважно, что она была основана в 16 веке, а Галилея никто не сжигал. Опять же в ходе повествования происходит интереснейший эпизод. Злоумышленники похитили наиболее вероятного кандидата на папский престол. Лэнгдон настигает их когда они сбрасывает закованного в кандалы кардинала в фонтан. Туда же, спасаясь от пуль, ныряет и наш бравый профессор и оказывается буквально лицом к лицу с бьющимся в агонии прелатом. Дэн Браун живо описывает его муки и наступившую смерть. Лэнгдон в это время выдергивает резиновую трубочку для подачи воздуха в фонтан и дышит через нее, искренне переживая за духовное лицо. Понимаете, если бы это был стандартный боевик, то главный герой спас бы кардинала этой трубочкой, а сам бы вынырнул и разобрался с бандитом. Ведь это не реальная жизнь, а художественный рассказ, где всегда найдется место героизму. Но в том то и дело что книги Брауна это не заурядные боевики, а продукт воспаленного разума в котором жизнь американца самая важная ценность, а священники должны непременно умирать в страшных муках. Вот почему и был выбран для дорогостоящей и массированной антихристианской кампании

Комментариев нет:

Отправить комментарий