суббота, 20 июня 2009 г.

китайские художества 3

Вот вам художник Лю И. Он китаец. Он пишет картины. Разные. Возьмём картину под названием "Восток Юг Запад Север: Пекин 2008". Китайцы, "входя в тонкости", находят там множество уровней и смыслов, ничуть не меньше, чем просвещённый и посвящённый европеец может найти в "Примавере", тут и быт, тут и политика, тут и геополитика, тут и социальность, тут и история, тут... мама родная, чего тут только нет, но я - не китаец, мне все уровни, которые, галдя, наперебой пересказывают друг-дружке китайцы, недоступны. Вот только некоторые из них, вот какою не в газетах, не в кино, не по телевизору видят китайцы нашу зашифрованную реальность:



Дух Востока - великий Синий Дракон. Он управляет своими детьми и всеми странами на Востоке. Суть его - цветущее дерево и весенний ветер (имеется в виду - весенний муссон). Когда появляется Дух Дракона - все оживает и радуется, ибо Дракон - благодетелен. Счастье, потоки энергии "ци", аромат оживающей природы, - все это проявления Дракона. В то же время - Дракон - нематериален, как мимолетно весеннее солнце, улыбка на лице, или весенний цветок. Они доставляют радость, но - исчезают, а дети Дракона вынуждены усердно трудиться, ибо Отец их, - не может их ничем накормить, ибо - бесплотен.

Дух Юга - ослепительная Красная Птица. Она управляет своими детьми и всеми странами Юга. Суть её - обжигающая пустыня и летний жар. Когда появляется Дух Птицы, - все замирает и прячется, ибо Птица - жестока. Все горит и чахнет от её огненного дыхания, но все и очищается. Чистота, ясность, простая истина, - все это проявления Птицы. В огне простых Истин - жизнь невозможна, и Птица убивает все живое вокруг себя. Дети её - готовы испепелить себя и все вокруг - ради того, что они считают Истиной, в том числе и саму Птицу. Именно поэтому дети Птицы имеют обыкновение убивать всех вокруг - ценой своей Жизни, ради тех Истины (Веры), что дает им Красная Птица. Когда Птица гибнет (возрождаясь опять - в новом пламени), она оставляет свое нежное мясо своим детям, и они насыщаются. Однако мяса Птицы мало и насыщаются очень немногие, а прочие живут впроголодь. Люди Птицы - мало работают, так как мясо её очень питательно.
Дух Запада - жестокий Белый Тигр. Он управляет своими детьми и странами Запада. Это - Железный Тигр и дети его искусны в создании механизмов и всего, что можно создать из Железа. Суть его - плодоносная Осень и богатый урожай. Когда приходит Железный Тигр, - все радуются, ибо можно собрать припасов на весь год и рассчитаться с былыми долгами. Однако - Тигр - несъедобен, а мясо его ядовито. Детям Тигра надо много работать, чтобы прокормить себя и в качестве платы за труд они обмениваются Металлом (Деньгами). Эти Металлы - они ценят выше всего, даже выше цветущих деревьев и детского смеха, так как без них они - просто умрут с голоду.
Дух Севера - холодная Черная Черепаха. Она управляет своими детьми и странами Севера. Черепаха - огромна и необъятна, а одно дыхание её губительно. Она повелительница - Воды и в её Царстве Воды больше, чем во всех иных царствах - вместе взятых. Когда приходит Черепаха - все умирает и прячется. Потоки воды или - образа воды - снега - заполняют весь мир. А мертвенное дыхание Черепахи заставляют дрожать от холода всех смертных.
Дети Черепахи - живущие в стране туманов и вечной ночи, коварны и во рту у них, как у их прародительницы - два языка. Выше всего они ценят Воду, а так же все изменчивое, непонятное и запутанное. Их Вера очень сильна, но они порой сами не знают - во что именно (sic!). Черепаха насыщается тем, что пожирает своих детей и они сами с радостью приносят себя - ей в жертву. Однако Черепаха постоянно растет, - из под панциря у неё постоянно появляются куски плоти, - холодной и жилистой и дети её постоянно сыты от поедания невкусной плоти своей Матери. Плоти этой так много, что все Дети Черепахи накормлены и им нет нужды трудиться, а обширность панциря такова, что никто не может съесть сразу много, и потому в земле Черепахи - нет ни особенно богатых, ни - бедных.


Photobucket

Тема картины - игра в маджонг. На старой, обшарпанной, изрытой временем стене - портрет:Портрет кажется странно знакомым, мы много раз его видели, и на нём действительно изображён всем нам известный человек, только лицо его это слитые воедино три лица - Сунь Ят-сена, Чан-Кайши и Мао-Цзедуна. Лицо на портрете - это сплав трёх китайских государств двадцатого века. Это их "сумма".
Костяшки на столе стоят стеной, вызывая совершенно неодолимую ассоциацию с Великой Китайской Стеной.
Позади играющих - пролив, за ним лежит Тайвань, это не просто некий остров, это тоже Китай, его часть, там, где Тайвань, сгущаются тучи, но к нему ведут выступающие из воды камни, к Тайваню можно добраться, переступая с камня на камень, шаг за шагом, делая one step at a time.
Девушка слева явным образом выигрывает:

Photobucket

Она уже предвкушает победу. Она не отвлекается, она сосредоточена, она вся - в Игре. Эта девушка - западные компании, рвущиеся в Китай, они плохо Китай понимают, поэтому они, компенсируя своё незнание и непонимание, держатся друг-друга и объединяют усилия. Они сконцентрированы и они - терпеливы. Девушка, которую мы видим со спины - это Япония:

Photobucket

Она имеет на руках три костяшки "восток", сочетание, символизирующее непреодолимую действительность, hursh reality, то, что европейцы называют "Роком", но она не сдаётся, она даже пытается жульничать и сам факт жульничества говорит нам, что победитель в этой игре получит всё.
Девушка в центре это сам Китай.

Photobucket

Черты её лица свидетельствуют о том, что у неё не совсем чистая кровь, это означает смесь "традиции" и "рыночных реформ" в современном Китае, девушка хорошо одета (следствие "реформ") и она смотрит в сторону источника света, то-есть - в будущее. Она не очень увлечена Игрой, Игра ей надоела, её внимание привлекает мир за пределами "маджонга", то-есть "рынка".
Рядом с ней - иностранка. Это - Россия. Она не смогла набрать нужного для продолжения Игры числа костяшек и, хотя Игра продолжается, Россия, откинувшись на спину, безучастно смотрит в потолок, для неё всё кончено, она уже вышла из Игры, она проиграла.
Следует понимать ещё и то, что о многом говорит само расположение игруний, Россия изначально выбрала место неудачное, "несчастливое", она уселась играть лицом к стене. В этом смысле сидящий спиной к стене условный "Запад" обращён лицом туда же, куда смотрит Китай, он тоже устремлён в будущее.
Справа - деревенская девочка, она приехала в город в поисках работы, она ещё не умеет играть, она смотрит со стороны, она учится "маджонгу". Она запоминает правила Игры. Между столом, за которым ведётся Игра и нею - пространство, девочка, эта "крестьянка мира", сохраняет дистанцию, она ещё не решила, будет ли она играть.
Руки её заняты не костяшками, она держит блюдо с фруктами, игра игрою, а жизнь - жизнью, и у девочки - еда, "пища", у неё то, без чего не обойтись никому, в том числе и играющим.
А ещё у неё в руках то, чего нет больше ни у кого на картине, у неё в руках - нож.
http://alexandrov-g.livejournal.com/189976.html



Комментариев нет:

Отправить комментарий