понедельник, 22 июня 2009 г.

застенчивый и робкий (утренний крылов)

Скромность берёт начало в рабском самоумалении, уничижении, ОТРИЦАНИЕ СЕБЯ. Раб отрицает себя, во-первых, потому, что господин этого хочет, и, во-вторых, потому, что это выгодно ему самому. «Ты никто» - говорит господин рабу, а тот отвечает – «да, вот меня и нет».
Разумеется, по-настоящему скромный человек – не тот, кто ведёт себя так сознательно. Это тот, у кого соответствующая модель поведение ИНТЕРИОРИЗИРОВАНА, усвоена настолько глубоко, что он «уже и по-другому не может».
Скромность, ставшая свойством психики, называется «робостью», «застенчивостью». Слова, кстати, очень интересные.
Начнём с «робости». Этимологически, это слово – производное от русского «роб», то есть раб, невольник. То есть робость – поведение раба. Буквально так.
С «застенчивостью» ещё интереснее. Это производное от слова «застенок». Нет, не в значении «пыточная», хотя и это тоже. Застенок - всего-навсего заднее помещение в доме, место для прислуги, холопьев, рабов. Там же их и наказывали, «чего церемониться», так что современное значение понятно. И это слово тоже указывает на грубую социальную реальность: застенчивость – это угодливо-испуганные глазёнки холопки, жмущиеся плечи робича, согнутая спина, готовность безропотно принять любое наказание, унижение. «Априорная виноватость», ага.
Так что товарищи, которые тут возмущались, что я Ницше, немчуру усатую, дуриком протаскиваю. Да не нужно тут усатого Ницше, тут родной язык говорит.
На это можно возразить, что и господа могут вести себя скромно, что скромность – это неотъемлемая часть «хорошего воспитания», и так далее. Застенчивость благородного юноши, трепет девы, смутившеся от нескромного комплимента, непоказное смирение мудрого старца – неужели всё это тоже низость и гадость? Да отрежут лгуну, что ему там полагается отрезать…
Минуту терпения, господа, разберёмся и с этим.



СКРОМНОСТЬ И НЕПРИСТУПНОСТЬ

В комментах к предыдущей части мне заметили, что с православной точки зрения скромность – это специфическая добродетель девушек на выданье, не более того. Что ж, с точки зрения традиционной оно так и есть. Девушка должна демонстрировать чистоту, нетронутость, ну и, соответственно, неприступность. Поскольку прямая агрессия в ответ на домогательство для девушки в традиционном обществе исключена, включаются другие механизмы, действительно напоминающие «скромность и застенчивость». «Завидев поручика, Наташа вспыхнула и убежала», ага.
Тут всё дело в том, что неприступность – это женская господская привилегия. Рабыню или холопку можно… ну если не насиловать – хотя всякое бывает – но уж, во всяком случае, домогаться, или изображать домогание: щипать за задницу, похлопывать по разным местам, похабно шутить. Даже внешний вид «дворовой девки» к этому располагает: подоткнутый подол, голые ноги, вымя на выкат. Что делать, если надо «носиться как угорелая», чтобы поспеть со всеми делами. В то время как галантерейная панёнка гуляет по галечной дорожке в юбочке до щиколотки, и с кружевным зонтиком от солнца. Не потому, что дворовая девка наглая, а панёнка скромная – а потому, что панёнка тем самым отказывает всем мужчинам в праве её разглядывать и «вожделеть в сердце своём».

СКРОМНОСТЬ И ВОСПИТАННОСТЬ

Довольно часто скромность считают признаком «хорошего воспитания». Воспитанный человек не кичится, не хвастается, не пристаёт к другим людям, а скромно ждёт, когда на него обратят внимание. Он не горд, не разговаривает надменно, вежлив, говорит «простите» и «пожалуйста». А уж раньше-то, при самом натуральном крепостном праве или там рабовладении у воспитанных людей были в ходу такие выражения, как «ваш покорный слуга» или даже «servus». И как это укладывается в общую картину?
На самом деле «хорошее воспитание» - это система норм отношений, принятых между господами. Между, повторяю, ГОСПОДАМИ. Эта штука сложная и тонкая, так как господа на то и господа, чтобы быть переполненными самодовольства, высокомерия и желания подчинять себе всё вокруг. Однако если они попытаются обращаться друг с другом так, как они обращаются с рабами, начнётся bellum omnium contra omnes. Соответственно, чтобы исключить взаимоистребление, необходимы некие особые правила, исключающие ПОВОД К АГРЕССИИ. Но – и это кардинальная разница со скромностью и униженностью раба! – не позволяющие другой стороне забыть, что она имеет дело именно с господином, который «в случае чего» готов защитить свою честь.
В наше время и в нашей культуре, однако, воспитанность и обычная забитость и в самом деле стали чуть ли не синонимами. Что и неудивительрно, поскольку "господ у нас нет", а для негоспод "культурка" и "воспитание" понимаются именно как научение рабской морали, УСМИРЕНИЕ. Которое может быть грубым или деликатным, но сводится именно к этому. «Будь хорошим мальчиком и не создавай нам проблем».
http://krylov.livejournal.com/1870290.html

Как всегда тезисы
1) "Скромность ставшая частью психики называется робостью и застенчивостью". Интересно, что Иисус Христос, чьей целью было полностью перевернуть традиционное отношение к Богу как к Господину, как к неприступному вельможе, очень часто в притчах призывал отринуть застенчивость и робость в отношениях с Богом. Самая известная притча - о ночном стуке в двери. Даже если в доме живет злой человек - он даст тебе хлеба лишь бы ты не стучал. Тем более Бог, в ответ на просьбу, даст тебе просимое. Только просьба должна быть неотступной и вызывающей. Или пример со слепым в Иерихоне. Он начал безмерно вопить из за спин толпы, желая привлечь к себе внимание. Именно так мы должны заявлять о себе перед Богом. Не будем перечислять множество других евангельских случаев, когда именно отсутствие робости и скромности просителя побуждало Христа творить чудеса. Христос говорит нам очнись, перестань прятаться по углам, выйди на площадь и заяви о себе во весь голос.
2) Но если таковы христианские правила по отношению к Богу, то будет ли запретным переносить такое поведение на земных Господ. Если мы позволяем себе такое по отношению к небесному Господину, то что к земному господину будем относиться с почтением и робостью? Полная чушь. Нельзя земных начальников почитать больше чем Отца небесного.
3) Не буду распространяться про умовение ног и отношение к бытовому барству и чванству.
4) Что касается неприступности и скромности девушек. тут Константин Крылов отвечает на мой комментарий и проводит важную границу между скромностью и неприступностью. Действительно вся пропагандистская машина нового барства, начиная от Дома-2 и заканчивая законопроектами Гос. Думы (по которым половое сношение барина с несовершеннолетними наказывется теперь малозначительным штрафом) направлена на уничтожение скромности понимаемой как неприступность. Просто чтобы с этим не было проблем. Постепенно для высшего класса будет вводится неприступность, а для низшего "чего изволите". Тут мы застаем уникальный момент непосредственной сборки моделей поведения элиты и остального населения. Водораздел в первую очередь пройдет в области нравственности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий