понедельник, 8 июня 2009 г.

реабилитация и реституция



  • Мы – существа телесные. Если уж мы Богу уподобляемся через еду, то чего стесняться, что самые мистические, духовные-раздуховные переживания изменяют нашу энцефалограмму? Я больше скажу – наверняка энцефалограмма получится вполне себе с намёком на эпилептоидную активность – с синхронизацией разных областей мозга или какими-нибудь бродячими комплексами волн. Но это отдельная тема. Так или иначе, любой духовный опыт неизбежно имеет под собой душевную опору, и даже – копая глубже – сугубо плотскую физиологию в качестве материального носителя. Это не повод для печали. Дуализм, может быть, нынче и в моде, но я был бы удивлён обнаружив психологов и врачей среди его массовых адептов.




Эти слова Арсения К., которые я поместил в лучшие тексты прошедшей недели http://vadimb.livejournal.com/115103.html безусловно очень важен для понимания такой важной стороны нашей жизни как "духовный опыт". Как известно человек способен внушить себе очень многое: катарсис, ощущение обновления, радость от общения с Богом. В общем все, что в православной аскетике принято обозначать как прелесть, ну или душевные движения не имеющие ничего общего с духовным опытом. Эндорфины, норадреналин, серотонин. Все это оптом исключается из списка подлинных переживаний. Единственно подлинным объявляется состояние опустошенности, покаяние "держи ум свой во аде". В таком состоянии все телесные носители "хоршего настроения" подавляются и диалог с Богом происходит в идеале чисто духовным образом без участия "материальных носителей". Протестантский образ мыслей мгновенно ассоциирует любую радость человека, хоть как-то связанную с Богом как благодать. И вот вопрос. Не об этом ли говорил апостол Павел: "всегда радуйтесь".
Духовный опыт имеющий плотскую физиологию? А зачем, простите, тогда, дух, если мы не можем ощущать духовные переживания своим духом. А с другой стороны - чем их еще ощущать? Мистика посулирует наличие у человека некоего духовного органа восприятия, не имеющего ничего общего с sensorium. Что-то вроде сна наяву, но без участия органов чувств. Дугин поэтически назвал его "тайная мать" . Очевидно что во время такого переживания - энцефалограмма спокойна, нейромедиаторы тихо спят в своих норках и дух напрямую общается с  миром духов.
Но вот вопрос - имеет ли этот феномен место в действительности или мы можем переживать духовное только с помощью тела?


реабилитация и реституцияСамые обсуждаемые темы православной блогосферы 1-7 июня (не все из них добрые)Лучшие тексты православной блогосферы 1-7 июняПреведСнова отличный пост у tapirr'аСвященника выбросили из окнаТроицаБудни Усть-Кудеярского благочиния1000000000000... спасай россиюместо сиевоинственныймордановичлебедь рак и щука 2я свободендемотивация по китайскикрестом и стволомreincarnation sucks?будьте как детиЛучшие тексты православной блогосферы 25-31 маяСамые обсуждаемые темы в православной блогосфере 25-31 мая (зло)who loves Jesus?габаритные схемы размещения молящихсялистья травыголосуй сердцемза что?говорит геймер западаsic transit=gloria mundiсаботаж?священник Александр Задорнов, преподаватель МДАиСшутки в сторонуВася ЛожкинЕсли хлебушек у Него на ладони напоминает нам о бритве в Его кармане...технология преподавания ОПК в школаххорошо забытое староеИнтересные обсуждения в православной блогосфере 18-24 мая (не все из них добрые)Интересные записи в православной блогосфере 18-24 маягде они раздобыли такой чудесный дегенератор?китайские художествалебедь рак и щукаа вы воздерживаетесь в пост?убежищехудожестванаходят православного крокодила о.Геннадиявходи федора в райВсеведущийученье - свет

Комментариев нет:

Отправить комментарий