четверг, 18 июня 2009 г.

незаменимая конфессия

Очень важные слова для понимания основных этапов по встраиванию Православия в России в формат гражданской религии современного общества. Естественно, я имею в виду встраивание не в догматах и даже не в богослужении, а именно в формаре общественной жизни Церкви. Того что именуется политическим православием. Пародоксально, но факт. В отличие от прошлого века встраивание Церкви в социум не предполагает отказ от чудес и догматов, а, наоборот, предполагает их всяческое подчеркивание и распространение. Это необходимо как противоядие деструктивным конспирологическим вирусам.




Наиболее ожидаемым, архинужным и наиглавнейшим делом я указал бы, извините за корявое словцо, чудоискательство, как
представление непонятного должного - недолжным; то есть открытое объяснение статистически сложного для понимания, но несомненного факта - чудом. Согласно действующему кредо или в рамках художественно-ораторской метафоры. Разумеется, такое объяснение будет ложным, а попросту говоря, враньём; однако для девяноста процентов населения, не желающих вдаваться в изыскания по вопросу, этого объяснения будет, во-первых, достаточно, а во-вторых, оно, объяснение, тем же девяноста процентов аудитории предоставит некий иммунитет против манипуляций, против навязывания суеверия.
Например, в речи Патриарха, послужившей отправной точкой для настоящего многобуквия, критики не усмотрели один довольно-таки важный посыл: объявление победы чудом (да-да, об этом и речь в предыдущем абзаце) - мол, никто не верил, что немца побьют и всё такое - задаёт рамку, в которой, скажем, резунизму места нет в принципе. Конечно, сам резуновский наброс никуда не девался, и люди, полагающие себя "в теме", вокруг него спорили и спорить будут. Однако представление победы как чуда для тех, кто этим делом в нормальном режиме вообще не интересуются, создаст надёжный барьер против того, чтобы этот наброс
захлестнул общество, как его захлестнули в перестройку многие, имхо, излишние набросы.

Ещё одной незаменимой функцией незаменимой церкви является
предупреждение общества и государства о трансцендентной опасности. Опять же, как атеист, я убеждён, что никаких трансцендентных опасностей не бывает - но лучше предупредить о реальной опасности в экзотических выражениях, чем провожжаться с познанием или пониманием оной опасности, пока не станет поздно. Намного лучше. Те "реальные опасности", о которых я говорю - суть опять же большие, слишком сложные и неактуальные для исчерпывающего и своевременного постижения явления, способные нанести вред.

Незаменимая церковь не имеет права разоблачать, не имеет права бороться с чудесами, объявленными помимо неё. Умалчивать (точнее, намеренно игнорировать, как показано выше) - пожалуйста. Одёргивать пасомых, излишне восторгающихся не тем, чем надо - флаг в руки. Однако церковь, разрушающая мифы, пусть сколь угодно ей неприятные, незаменимой быть уже не может. Я могу понять попа, который вещает, что надо убрать с Красной площади адского и сатанинского терафима - в данном случае поп не разрушает миф, а наоборот, пытается его создать. Однако поп, начинающий работать в режиме грубого и приземлённого материализма - "ну и что там такое лежит, маленькое, лысое, полмозга сифилисом съедено" - это уже нечто совершенно иное... интеллигенту можно, священнослужителю тоже можно, только потом не надо тем же ртом про тождество историй православия и России, или про ещё какой торжественный комплект.

Ещё одна вещь, на которую незаменимая церковь не имеет права - это
ложные тревоги относительно масштабных опасностей для страны и общества. Не ошибочные предсказания, - ошибаться мы все можем - а именно ложные тревоги, провокации с целью удовлетворения личных или корпоративных интересов. Поп из предыдущего примера, утверждающий, что оскудение нравов ведёт к десоциализации и распаду общества, может ошибаться как по части наблюдений, так и по части выводов - однако он со своим мнением столь же уважаем, сколь и любой "независимый эксперт", и даже более. Он же, зажигающий на тему "не будете молиться и сдавать на храм - попущением божьим придут китайцы и съедят последнюю колбасу"... ну вы поняли.

Итого, незаменимая конфессия нужна для унифицированной экономии общественной мысли применительно к явлениям масштабным и сложным, в том числе явлениям опасным. Основным её, конфессии, делом является борьба с суеверием как разбазариванием мышления, каковое мешает существованию многих вещей, нужных в т.ч. и людям, к незаменимой конфессии не принадлежащим. Незаменимая конфессия не сможет сохранить свой статус, если, во-первых, будет заниматься разоблачениями чудес вообще и, во-вторых, если начнёт использовать своё положение онтологического часового для преследования корпоративных интересов.

http://17ur.livejournal.com/315431.html




Комментариев нет:

Отправить комментарий