суббота, 27 июня 2009 г.

невербальная религиозность+результаты опроса

Сначала был этот пост brain_spb
Существует всего три вида невербальной религиозности.
1) Фатализм. Все импульсы идут сверху вниз. Мир существует, Высшие силы в нем существуют и они - Силы. Я - не силы. Я могу только подчинятся им и искать их волю. А найдя - правильно ее истолковать. И подчинится. И будет мне щастье и буду я молодец.
2) Магизм. Все импульсы идут снизу вверх."Мир существует. Высшие силы установили систему законов и взаимосвязей и устранились. Моя воля - главный рычаг воздействия на мир. Если у меня получилось - я молодец.
3) Диалог. Импульсы идут и сверху и снизу. Мир находится в состоянии со_творения. То, что я не могу контролировать - это то, что Господь говорит. Мне лично. То, что я могу контролировать - включая мою интерпретацию фактов и событий - это то, что я Ему говорю. Между нами происходит диалог, и моя этика и то, на сколько я ей следую - является одним из важнейших языков коммуникации с Господом, наряду с эстетикой и чувством юмора (обратите внимание на то, что у Господа они воистину восхитительны).

http://brain-spb.livejournal.com/67826.html



Как мне кажется, что это совершенно исчерпывающая классификация. Потом был разговор о том, как можно выявить в человеке тот или иной тип религиозности. Это не так просто как кажется. Человек может быть искренне уверен в том, что он находится в диалоге с Богом, тогда как на самом деле все совсем не так. Представители всех трех групп запросто могут быть атеистами. Разработанные теории типов личности не годятся, так как оперируют, в основном, отношениями человека и социума. Религиозные отношения - это совсем другое.
В итоге, у меня получился весьма приблизительный тест, который, конечно же, нужно считать лишь первым приближением к чему-то более точному.
Ключевое слово здесь - "импульсы". Мало кто всерьез скажет что все импульсы к религиозной жизни даны ему непосредственно Богом. Импульсами к религиозной жизни могут быть разговоры, факты, книги, фильмы, музыка... В общем, все то, из чего слагается наша жизнь.
Для представителя 1 типа, фаталиста - эти импульсы скорее вредны. Вера дается один раз, после чего человек освобождает в своем сознании подобающее место, кладет туда веру и больше не трогает. Нельзя быть наполовину беременным, а значит нельзя быть наполовину верующим. Далее вера работает по типу рзличителя - да-нет. Типичный пример - К.П.Победоносцев, Толстой, 99% православного духовенства за 1000 лет. И так далее..
Представители 2 типа, магистов, вера - это нечто нуждающееся в постоянной подпитке. Вся религиозная жизнь такого человека - поиск импульсов, которые усиливают его веру. Гоголь, весь серебряный век, о.Андрей Кураев и так далее...
Представители 3 вида - странные люди. Они с одинаковым вниманием принимают импульсы "за" и "против" религиозности. Им кажется, что так они осуществляют диалог с Богом. Их собственная вера находится под постоянным сомнением. Со стороны - жалкое и никчемное зрелище. Достоевский, Симона Вейль и еще 21 человек из числа прошедших тестрированиеhttp://vadimb.livejournal.com/127417.html.
Ничто не сравнится по силе суггестии (импульса) с правильно снятым фильмом. Соответственно предметом тестирования был кинематограф. Из, примерно, 2.500 человек (юников) посетивших страницу в голосовании приняло участие 150.
Одна треть - 50 человек полностью отрицали саму возможность для кинематографа влиять на их веру, как в сторону ее усиления, так и ослабления. Это первый тип.
79 человек, отрицая возможность для фильма повлиять на их веру в плохую сторону, назвали фильм, который их веру усилил. Это представительи второго типа.
И только 21 человек назвали фильмы как усиливающие, таак и ослабляющие их веру. Это третий тип.
P.S. Также исследовался немаловажный вопрос. Что? Страсти Христовы или Остров. Какой фильм является не просто кином, а событием в религиозной истории человечества. Для меня, последовательного "СтрастеХристиста" и "антиОстровиста" печально было узнать - что Остров бобедил за явным и не подлежащим обсуждению преимуществом. 52 против 19. На третьем месте, как и ожидалось - "Схождение благодатного огня". Этот же фильм - на первом месте в списке фильмов - пошатнувшим веру.
....................................................................................

Комментариев нет:

Отправить комментарий